Пока жива песня, жива Россия |
 
Источник: Магнитогорский Металл
         Текст: Елена ЛЕЩИНСКАЯ
                       15.10.16

Пока жива песня, жива Россия

116214Концерт Государственной академической певческой капеллы Санкт-Петербурга, организованный Магнитогорским концертным объединением при поддержке федерального Минкульта, стал заметным событием в культурной жизни города.
Художественного руководителя и дирижёра капеллы, народного артиста СССР, лауреата государственных премий России Владислава Чернушенко называют одной из самых ярких фигур в современном хоровом искусстве. Он бессменно возглавляет капеллу более четырёх десятилетий. Владислава Александровича связывают с Магнитогорском тёплые воспоминания о музыкальном училище, где он по окончании Ленинградской государственной консерватории с 1958 по 1962 годы работал под руководством Семёна Эйдинова. Молодой специалист трудился с раннего утра до позднего вечера, жил в общежитии. Островком домашнего тепла и уюта была для него квартира Семёна Григорьевича, находившаяся в здании музучилища. Юношу гостеприимно встречали и сам Эйдинов, и члены его семьи. Потерявший отца в двенадцать лет, Владислав Александрович вторым отцом считает Семёна Эйдинова, ставшего для него кладезем бесценного опыта и плечом, на которое можно было опереться в трудную минуту. Сегодня 80-летний Чернушенко с благодарностью вспоминает, как ему, начинающему педагогу, в Магнитогорском музыкальном училище помогали, дали как следует освоиться, прежде чем приходить на занятия с проверками. С любовью он говорит о творческом педагогическом коллективе и о его руководителе и вдохновителе, деятеле российского масштаба - легендарном Семёне Эйдинове. Каждый свой приезд в Магнитогорск знаменитый дирижёр-хоровик с особым трепетом приходит в консерваторию, до уровня которой ныне выросло музыкальное училище. Встреча со студентами и педагогами состоялась в большом концертом зале музыкального вуза, и он был заполнен благодарной заинтересованной публикой едва ли не под завязку. Маэстро встречали овацией стоя. Прозвучало музыкальное приветствие "Соловушек Магнитки". А затем он два часа отвечал на вопросы зала. Причём некоторые из них касались непосредственно сферы хорового дирижирования, но ответы были интересны не только профессионалам. Так, Владислав Александрович рассказал о своём 17-летнем опыте руководства Ленинградским камерным хором во Дворце культуры пищевой промышленности - любительском коллективе, который благодаря авторской системе обучения Чернушенко вышел на европейский уровень. Владислав Александрович убеждён: научиться читать ноты с листа может каждый, и жаль, что этому не учат на школьных уроках пения. Ему удалось научить этому хористов, занимавшихся в ДК Пищепрома после рабочих смен, и эта методика давно взята на вооружение коллегами-хоровиками. Более того, Владислав Чернушенко прославился и как новатор в необычном построении хора. Идею подал один из его хористов-любителей, работающий в сфере радио-электроники и не понаслышке знающий о физике звука. Этот метод он использовал и в работе с ансамблем "Дружба" - первом вокально-эстрадном коллективе СССР, в котором несколько позже начинала петь Эдита Пьеха. Кстати, тогда у Эдиты Станиславовны ещё не появился её знаменитый грудной регистр - она много работала над собой, чтобы обрести индивидуальность, принесшую ей любовь миллионов. Вспоминая прошлое, он с искренним восхищением говорит о своих учителях и сокурсниках, нашедших свой путь в музыке, а о себе предпочитает рассказывать с юмором: - Когда в 1944 году в Москве мама привела нас с братом в хоровое училище, эвакуированное из Ленинграда во время блокады, брат был подготовлен вдвое лучше меня: он мог спеть гамму туда и обратно, а я - только в одну сторону. Самокритично рассказывает и о том, как овладевал навыками публичной речи. Магнитогорская хоровая капелла, которой он дирижировал, выступала перед зрителями разного уровня подготовки - и взыскательными меломанами, и рабочими во время сменно-встречных собраний. А бывало, в зале оказывались компании хулиганов, пришедших, собственно, не ради концерта, а чтобы попасть на танцы, которые будут после. И вот однажды, когда Владислав Александрович затянул речь, мучительно ища, как её завершить, из зала угрожающим тоном раздалось: - Ну ты только выйди отсюда! Смех - смехом, а ораторскому искусству музыканту пришлось учиться. Жемчужины хорового репертуара, относящиеся к духовной музыке, в советское время надо было суметь представить так, чтобы не обвинили в религиозной пропаганде. Зачастую это удавалось. И всё же "Всенощная" Сергея Рахманинова не исполнялась полвека. К счастью, в наши дни таких запретов нет. С нескрываемым трепетом Владислав Чернушенко говорил о сотрудничестве с Георгием Свиридовым. В течение десяти лет Ленинградская капелла записывала духовные произведения великого композитора в его присутствии, с учётом его пожеланий и корректив, и именно это исполнение можно считать каноническим. К сожалению, этим произведениям ещё только предстоит обрести мировое признание: приглашая капеллу на зарубежные гастроли, просят исполнить Чайковского и Рахманинова, поскольку имя Свиридова не на слуху. Но шаг за шагом самый статусный хоровой коллектив страны помогает любимому композитору обрести слушателя. В России-то он в особом представлении не нуждается. Потому на великолепном концерте, состоявшемся в зале ДК металлургов имени Серго Орджоникидзе, публика горячо приняла "Любовь святую" Георгия Свиридова. Как и духовные произведения других композиторов, составившие первое отделение. Настоящий фурор произвела молитва Богородице на цыганском языке "Достойно есть" современного сербского композитора Зорана Мулича - балканские мотивы чудесным образом вплелись в традиционные православные каноны, создавая совершенно особый музыкально-поэтический сплав. Вторая часть концерта была посвящена русскому фольклору в обработке известных композиторов. И проникновенный лиризм, и размах народного веселья - всё это великолепно передавало исполнение легендарного хорового коллектива из северной столицы. "Вдоль по Питерской" и "Барыню" капелла исполняла уже на бис - овации не смолкали, публика не желала отпускать артистов. Надо сказать, что в концертной программе раскрылись и многочисленные солисты, покорившие сердца слушателей и прекрасными голосами, и великолепным интонированием поющегося текста. Возвращаясь к встрече Владислава Чернушенко с музыкальной общественностью, хочу вспомнить, что, говоря о таланте композиторов, создававших духовные хоровые произведения, он подчёркивал: важно передать интонацию, лишь тогда сохранится глубокий смысл поэтического слова. В конце концерта подумалось: а ведь сочетание в одной программе произведений духовных и фольклорных не случайно, в этом - продуманная концепция. Владислав Александрович говорил о том, что ещё до становления классического музыкального образования певческое искусство на Руси развивалось именно в народе и в церковных самодеятельных хорах, где мастерство передавалось из поколения в поколение. Хоровое пение - не только высокое искусство. Умение слышать друг друга и вместе создавать красоту и гармонию предполагает и умение ладить между собой, быть добрым и внимательным к ближнему. Если в коллективе раздор, совместного пения не получится. И наоборот - там, где ищут пути к согласию, песня зазвучит по-настоящему проникновенно. Владислав Чернушенко убеждён: хоры грудью защищают родину от бездуховности. И, пока живо певческое искусство, пока в чести хоровое пение, Россия будет стоять.